Огромная, плоская, обманчиво-добродушная губастая голова, микроскопические глазки, сидящие чуть ли не на губе, на загривке – маленький смешной хохолок спинного плавника, и, наверное, самое главное – роскошные «буденовские» усы. Это – сом.
При одном взгляде на эту мудрую и хмурую древнюю рыбину становится ясно: представители этого вида застали на планете Земля древних динозавров. Действительно, сомы, пришли к нам в почти неизменном виде через огромную толщу времени из мелового периода, а это ни много, ни мало – 70 миллионов лет! У некоторых видов сомов на темечке сохранился даже «третий глаз» - конгломерат светочувствительных клеток (почти как у миног, очень-очень древних организмов, которых и рыбами-то еще не назовешь).
Раньше ученые считали сомов близкими родственниками карповых? Почему? Сходства между ними, согласитесь, мало. Может, из-за усов? Нет, из-за строения нескольких небольших косточек внутри черепа. Неисповедимы пути науки систематики…
Однако это события давно минувших времен. Сейчас сомы отнесены к отдельному крупному семейству – сомовые. У нашего обыкновенного, или европейского сома имеется множество родственников на всех континентах (кроме, конечно, Антарктиды) и даже в морях-океанах. Это могут быть здоровенные монстры достигающие 300 кг массы, и малютки, во взрослом состоянии не превышающие 3 см. В основном это хищники, но встречаются среди них и «вырожденцы» - травоядные, и даже паразиты. Основная масса – ленивые теплолюбивые рыбы, облюбовавшие роскошные, богатые пищевой тропические и субтропические водоемы, хотя есть отдельные виды (в том числе наш европейский сом), забравшиеся гораздо севернее.
Европейский сом встречается во многих реках и озерах, но не везде. Раньше он был редким, даже занесенным в Красную книгу видом, сейчас его стало гораздо больше. Рыбакам – кто знает места – вполне хватает, но промышленный лов дикая популяция обеспечить пока не может. А ведь мясо сома такое вкусное! Поэтому уже более двадцати лет люди пытаются «приручить» усатого великана, дабы разводить на рыбоводных предприятиях в промышленных масштабах. Ученые Института рыбного хозяйства приложили много сил и труда, чтобы это стало возможным.
Начинать дело было непросто. Во-первых, нужно в природе, в естественной среди обитания аккуратно не покалечив рыбу, отловить половозрелых особей – будущих производителей. Затем остается «всего ничего» - уговорить их отнереститься. Огромный сом не карась, абы где и абы как икру разбрасывать не будет. Ради нереста усатый домосед может отмахать достаточно приличное расстояние (говорят – вверх по течению, но это не факт: сомы с одинаковым удовольствием поплывут как по, так и против течения – нашлось бы места подходящее). Может задержаться на пойме, на мелководье, там, где много вкусной еды – перед нерестом у сома просыпается волчий аппетит. Голодный, проспавший под корягами всю зиму, он должен тщательно подготовиться к самому ответственному в году моменту, благо время на это есть – нерест у хищника наступает поздно, когда вода прогреется до 18-20 градусов. А в это время на разлившихся поймах рек скапливается множество вкусной еды – рыб, приплывающих сюда погреться, покушать, отнереститься. Опять же – птицы, лягушки.
Да-да, именно птицы и лягушки! К слову, одной из немаловажных причин, благодаря которой люди хотят «подружиться» с сомом и выращивать его у себя в прудах, является то, что спектр его питания намного шире, чем у других хищников. Он подъедает практически неиспользуемые ресурсы водоемов, такие как земноводные, пиявки, головастики, мелкие грызуны, птицы, сорная рыба, снулая рыба, отбросы животного происхождения. Тот же судак мертвую рыбу употреблять вряд ли будет, побрезгует. А вот сом – с большим удовольствием. Этакий санитар водоема. Прибавить сюда высокий темп роста (двухлетки сома за сезон при хороших условиях могут увеличивать свою массу в 9, а сеголетки – более чем в 100 раз!) и неприхотливость к условиям выращивания – чем не идеальный объект для разведения? Усатые хищники приживаются в прудах легко, будто здесь и родились; их можно разводить в карьерах, сажалках, чуть ли не в силосных ямах, важно дать только минимальную проточность, чтобы кислород не падал совсем уж до нуля.
Кстати, слухи о нападении сомов на людей (вроде бы утаскивали купающихся детей под воду) вряд ли имеют под собой реальную почву. Птицы – да, крупный сом также может сожрать переплывающую водоем крысу или небольшую собаку, но на человека он не нападет.
Но, вернемся к нересту. В природе все происходит чинно – благородно: сомы, разбившись на пары, обустраивают на мелководье, в зарослях водной растительности, что-то вроде гнезда. Не Бог весть какие хоромы, всего лишь расчищенный участок дна, окруженный валиком из всякого хлама, но все-таки некое подобие семейного очага. В это «гнездо» самка откладывает довольно крупную (до 2 мм) икру и… уплывает! А самец остается её охранять. Охрану он несет какое-то время и вылупившихся мальков. Потом родительский инстинкт угасает, и папаша тоже уходит, бросая разбредающееся потомство на произвол судьбы.
В отечественных рыбоводных хозяйствах сома приучили нереститься на «ершах» (приспособления типа ламповых щеток, которые опускаются в специальные чаны и изображают водную растительность). Кое-где за рубежом, где еще раньше нашего начали приручать усатых, строят для их нереста примитивные гнезда. А еще раньше там практиковался заводской способ разведения сома: это когда созревших производителей вручную «доят» с целью получения икры и молок, которые затем инкубируют в специальных аппаратах. Сомы – не карпы, доить себя безропотно не позволяют. Пятикилограммовая рыбина с огромной пастью, усеянной мелкими острыми зубами, отчаянно сопротивляется. Отсюда производственный травматизм – «подопечные» могли запросто искусать руки работников. Поэтому рыбам на время процедуры… зашивали рты. Затем нити вытягивали, ранки заживали. У нас такой способ не практикуется и никогда не практиковался.
Самое интересное, что и в рыбхозах размножение сомов происходит не так просто, рыбин рассаживают только парами! Иначе будет беда: более сильный самец обязательно покусает или растерзает конкурента. Так же и самки – более сильная и наглая «невеста» никогда не подпустит к своему «ухажеру» другую соперницу! Равновеликие особи (как самцы, так и самки) могут очень сильно покалечить друг друга. Зато парочка сомов – очень трогательное зрелище: самец трется о самку, пихает её в бок – стимулирует к нересту.
Говорят, что у сома нерест порционный, но это не совсем так. Он просто растянут во времени и может продолжаться как в мае, так и в июне. Особи разного возраста и веса созревают в разное время; одни (постарше) готовы нереститься в мае, другие – в июне, а какая-нибудь беспечная молодежь может дотянуть и до августа! Опять же, многое зависит от температуры воды, от сроков прихода тепла, от физиологического состояния рыб. В более теплых южных странах при хорошем уходе от сомов умудряются получать потомство дважды в год! У нас это почти не практикуется, да и вряд ли возможно: теплых дней не хватит.
Маленькие сомики питаются той же пищей, что и мальки карпа – зоопланктоном, отчего и страдают: при выращивании в прудах совместно с карпом от голода может погибнуть более 90% маленьких сомиков, а все потому, что более наглые и шустрые карпы быстренько выедают все вкусное и более-менее съедобное. Затем хитрые карпы переключаются на комбикорма, которыми их щедро снабжает человек, а сомам остается только чахнуть и погибать. Кроме того, не слишком шустрых мальков поедают хищные беспозвоночные. А вот если подрастить малышей до той стадии, когда не их, а они смогут поедать личинок стрекоз и жуков-плавунцов, и только после этого высадить в пруд, да еще подкормить, например, рыбьими потрошками – вот тут уж они всем покажут! Были случаи, когда посаженные на совместную зимовку с амурами и толстолобиками сомы-трехлетки пообкусывали докучливым «соседям» плавники и хвосты. Такие случается теплыми зимами, когда рыба, в том числе и сомы, вместо того чтобы, как это планировалась, спокойно «спать», взбудоражено кружит по водоему. А вообще-то обычно зимуют прудовые сомы нормально: как в природе, залегают на дно, забиваются в ямы и под коряги (хотя в ухоженном пруду коряг быть не должно) и спят себе спокойно, практически не худея за зиму. Собираются теплой компанией, голова к голове, хвосты наружу, могут сложиться в многослойную «поленницу». Проблема только одна. Как говорилось, сом рыба мудрая, следовательно, энергию зря тратить не будет. Только вот, если вдруг потеплеет, ему захочется чего-либо пожевать, хищник не погонится за шустрыми и подвижными соседями по пруду. Он просто съест более мелкого собрата, находящего рядом.
Такую деликатесную, малозатратную, не являющуюся пищевым конкурентом карпа, быстро растущую, выедающую в прудах всякий «хлам» рыбу хотят видеть у себя все, особенно коммерческие структуры. Еще бы – сом продается на рынке раза в три дороже, чем карп, и, в отличие от карпа, раскупается влет. В некоторых отечественных хозяйствах уже сформированы полноценные ремонтно-маточные стада сома, способные обеспечить мальками всех желающих. Мальков, полученных в прудах, можно будет запускать и в естественные водоемы, чтобы пополнялась и дикая популяция этой прекрасной рыбы.
Комментарии
Теперь я знаю что сомов…
Виталий вт, 9/04/2019 - 00:12
Жизнь сома…
АНДРЕЙ пн, 8/04/2019 - 21:54
А про рыбалку почему не…
Эдуард пн, 8/04/2019 - 20:10
Приветствую комрады! …
Игорёк пн, 8/04/2019 - 16:46
Ночью сом на мель жировать…
Петр пн, 8/04/2019 - 18:22
Ответ на Приветствую комрады! … от Игорёк
Добавить комментарий