Какой мальчишка не испытывал в первый раз в жизни, еще в 8-9 лет, хватающего за сердце восторга, смешанного с ужасом, когда его поплавок, мирно болтавшийся на поверхности, вдруг резко уходил под воду? Рука, почти рефлекторно, дергает за прут, вырезанный самостоятельно, или с помощью отца или старшего брата, и вот уже пляшет в воздухе кусочек живого серебра – своя, собственная добыча!
А потом с достоинством шествовать домой, чувствуя завистливые взгляды соседских ребят, и тащить на кукане или в ведерке 5-6 рыбешек, и просить маму прямо сейчас, тут же почистить и пожарить свой первый улов. Ведь он добыл его сам, с помощью почти самодельной немудрёной снасти – его первой удочки, поплавок которой сделан из пробки с воткнутой в нее спичкой, грузило собственноручно отлито из свинца, и только леска и крючок куплены в магазине…
Многими рыболовная страсть овладевает на всю жизнь – и они становятся любителями или спортсменами. С годами накапливается опыт, совершенствуются снасти – осваивается ловля спиннингом, на блесну, на донку; заядлые рыбаки приобретают лодку, палатку, чтобы выезжать в какое-нибудь «ловкое» место на несколько дней; зимой переходят на подлёдный лов; устраивают соревнования, собирающие целые толпы участников…
Вероятно, в крови человека навсегда останется инстинкт охотника, добытчика, унаследованный с тех далеких времен, когда, чтобы выжить, он мог надеяться только на свои руки и свое хитроумие, а также придуманные им орудия, заменяющие те приспособления, которыми природа в изобилии снабдила животных, но почему-то обделила человека.
Уже в верхнем палеолите (20 тысяч лет назад) использовался костяной гарпун, – по-видимому, первое орудие рыбного промысла. А немного позже появилась и удочка. Рыболовные крючки, непременная принадлежность этой снасти, вырезанные из кости или раковин моллюсков, во множестве встречаются в местах обитания племен, основным источником питания которых была рыба.
Найдена даже рыболовная блесна – небольшая каменная рыбка с тремя отверстиями: одним в спинке и двумя в брюшке. Видимо, нижние отверстия служили для прикрепления приманки, а верхнее – лесы (вероятно, из жилы животного), за которую пойманную рыбу вытаскивали из воды.
Для увеличения объемов добычи стали плести сети: сначала из кожаных ремешков и жил животных, позже – из растительных волокон, бечевок.
Кое-где применяли (и по традиции продолжают применять и теперь) довольно экзотические, на наш взгляд, способы рыбной ловли. В Южной Америке и на Филиппинах рыбу добывают с помощью лука и длинных стрел; в Японии выращивают ручных бакланов – природных рыболовов, у которых без лишних церемоний отбирают их улов.
В средней полосе России в старое время было распространено лучение рыбы – разновидность ночного лова. Рыбак выходил на лодке на середину реки или озера; на железной подставке на носу лодки разводился костер. Луч света, проникая вглубь воды, привлекал рыбу, которая, как завороженная, «стояла» в призрачном столбе, хорошо видная рыбаку. Тут ее и били железной острогой. Сейчас острога запрещена, как хищническое орудие лова.
Как и многие виды человеческой деятельности, возникшие еще в первобытности, рыбная ловля впоследствии разделилась на несколько ветвей.
Как способ добычи пропитания или источник доходов она существовала долгие века и тысячелетия, вплоть до настоящего времени, хотя сейчас сохранила такое значение разве что для групп населения, ведущих традиционный образ жизни.
Другим наследником древних рыбаков является промышленное рыболовство: со специальных судов рыба вылавливается сетями в огромных количествах, а затем поступает на рыбные заводы и оттуда – на прилавки магазинов в свежем, замороженном или консервированном виде.
И, конечно, остается рыбалка – любительское занятие, приносящее множество приятных эмоций, а то и разнообразящее рацион рыбака и его семьи.
А прирожденные спортсмены – англичане еще в начале Нового времени стали родоначальниками спортивной рыбалки, внеся в нее столь присущий им дух соревнования.
Добавить комментарий